Английский для детей на современный лад

Как научить детей английскому языку? Когда надо начинать? Какие материалы использовать? Водить в группу или брать индивидуальные занятия? Каким должен быть преподаватель? Заниматься ли с носителем языка?

Эти и многие вопросы каждый день задают мне мои дорогие друзья и студенты.

Сегодня постараюсь ответить на каждый из них подробно и обстоятельно, так, будто речь идет об обучении моего собственного ребенка.

Я всегда являлась сторонником атипичного ведения бизнеса и нестандартного подхода к обучению. Мне очень близко обучение в школах Дании, где дети вместе с преподавателем познают мир на нескольких языках. Они могут находиться в комнате «LEGO» и изучать конструирование, получая азы физики. Или пойти в парк изучать природу и устройство мира. При этом, подобные заведения создаются в нашей стране, но чаще всего это имеет вторую сторону, когда дети не в состоянии взаимодействовать с другими участниками социума. Когда-то услышала от выпускницы «Вальдорфской» школы: «Мама, ты хотела, чтобы я была счастливой и творчески развитой, поэтому я знаю фото науку, пишу картины и играю на нескольких музыкальных инструментах. Как ты можешь ожидать теперь, что я поступлю в ВУЗ и стану отличным экономистом или предпринимателем.» Эта девочка получила высшее образование и стала очень успешным предпринимателем. И все же был конфликт между потребляемой информацией о мире, людях и тем, что она увидела, когда повзрослела. То есть творческий подход не должен переходить рамки разумного и должен основываться на серьезном опыте и методологической базе.

А значит, обучение детей, в том числе и английскому языку, должно происходить в дружеской атмосфере, в комплексе с другими видами деятельности, но с использованием многолетнего опыта мировых школ и педагогов.

Каким образом это реализовать?

В нашем городе есть замечательный садик «Алиса», в котором два раза в день с детками от 2 лет проводит время учитель английского, где они вместе варят кашу в «посудке», занимаются песчаной терапией, играют в мяч (съедобное-несъедобное). И все это происходит без единого слова на родном языке. Чтобы детям было комфортно, рядом находятся воспитатель и методист, которые могут все подсказать или помочь на родном языке. Я считаю данный подход идеальным для деток такого возраста. Им не приходится час сидеть за партой, но и знания вливаются в них сами собой в атмосфере любви.

Что делать тем, кто ходит не в такой садик?

Найти дополнительные «развивашки», как называют их мамы, и ходить туда.

Что происходит на наших занятиях для детей?

Невозможно описать процесс в точности, но могу привести несколько примеров. Существуют книги Wimmelbuch. Выглядят они так:

(виммельбух)

Рассматривая такую книгу, даже взрослые «залипают» минимум на час. Купив одну такую книгу, хочется приобрести их все. Мы на уроке с детьми, и даже взрослыми, рассматриваем эти книги и решаем, кто как называется по-английски, что он делает, хорошие ли это поступки, как можно было бы ему помочь или действовать в подобной ситуации.

Эти книги в Украине можно купить у прекрасной девушки, любительницы книг и красивых вещей, Веры на сайте http://wimmelbuch.club/

Мы также активно используем ролевые игры, погружаясь в процесс поиска сокровищ или спасения Рапунцель. Играем с мячом и разучиваем подвижные песенки и скороговорки, ищем отличия на картинках, наклеивая отсутствующие элементы.

(найди отличия)

Такой способ обучения интересен детям младших классов. Далее игровая форма сохраняется, но прививается прилежность и умение сидеть за партой, решая логические задачи, связанные с английским, или читая художественные книги, обсуждая поступки героев и узнавая историю написания мировых шедевров. Подробное изучение грамматики с названиями категорий начинается уже с первого класса, но объем таких знаний увеличивается с каждым последующим.

Наша задача привить ребенку любовь к знаниям в целом и к изучению языков в частности. Сейчас, занимаясь со взрослыми, постоянно слышу истории мучений в детстве. Приходится заниматься преодолением барьера и страхов детства, прежде чем появляются первые успехи. Наша цель — избежать подобного опыта.

И в то же время, ребенок чувствует «крепкую руку» преподавателя, который уверенно ведет его к знаниям, показывая все сложные моменты и помогая их преодолеть.

Сейчас я хотела бы кратко ответить на оставшиеся вопросы, которые не вошли в основное содержание статьи.

Когда начинать занятия?

Не имеет значения. Когда начнете, тогда и хорошо. Есть сторонники раннего развития с пеленок, есть приверженцы идеи, что в зрелом возрасте языки даются безболезненно, а в детстве это потерянные часы и ресурсы. Я люблю гармонию во всем, поэтому считаю, что при наличии возможности, чем раньше, тем лучше. Но и в 65 лет приходят студенты, уезжая затем заграницу и добиваясь успеха в своей сфере.

Водить в группу или брать индивидуальные занятия?

В раннем возрасте однозначно лучше заниматься в группе. Да, ребенок не получает 100% внимания репетитора, но он получает энергетику и азарт, стремление к познанию. Индивидуально заниматься с учителем нужно только совсем робким детям. Так бывает, что в школе учитель успевает убедить ребенка и родителей в неспособности за год-другой. Тогда стоит походить индивидуально, а затем примкнуть к группе. Далее работа один на один приветствуется, на мой взгляд, с 15 лет.

Каким должен быть преподаватель?

С горящими глазами и сердцем, обожающим свой предмет и родившимся для того, чтобы нести людям свет и знания. Опытным не обязательно, если есть опыт школы или наставника. В работе со взрослыми исключительно опытным. Ребенок, как и взрослый, должен чувствовать прогресс и иметь желание пойти на следующий урок.

Заниматься ли с носителем языка?

Нет. Специально оставила этот вопрос напоследок, так как, увидев короткое «нет», многие закроют статью и потеряют значительную часть весьма ценной информации. А теперь могу написать то, что думаю. Ребенку заниматься с носителем языка не нужно по множеству причин. Во-первых, какой носитель языка приезжает преподавать за валюту менее ценную, чем его собственная? – Волонтер или представитель рабочего класса, в лучшем случае. Преподаватель Англии и Америки не нуждается в 1-20 долларах за час работы. Это может быть студент, получающий совершенно иную профессию. Ему надо оплатить жилье. Его не интересует результат. Если это волонтер, то у него нет опыта и педагогического образования. А это дилетантство. А я противник такового. Вы скажете, что были на занятиях у классного и опытного носителя языка. В 99% случаев это разовые занятия для его интереса. Пришел на встречу и поехал дальше нести свет по миру. Либо его цель – религия. Это даже обсуждать не буду. Ребенку нужен наставник с большим количеством любви в душе. Выбирая тренера по бою для своего ребенка, я смотрю не только на награды, а на лицо человека и спрашиваю, чему он хочет научить ребенка. И достойный тренер скажет, что хочет дать ему ценности и уверенность, а также победы при желании. Он будет учить ребенка, что тот теперь обладает силой, которая дает уверенность. Но не дает права унижать слабых и самоутверждаться за счет других. А носителю языка все это непринципиально.

Другой вопрос, если вы взрослый человек с уровнем intermediate и выше, и вам просто нужна практика. Здесь носитель языка незаменим почти. Здесь аргументов против нет вообще.

Подводя итоги всему сказанному, могу сказать, что взгляды каждого в данной области совершенно различны. Кто знает меня лично, тот не удивится этим заявлениям, так как понимает, что заурядность не является созидательной. А наша задача как родителей держать руку на пульсе и находить все новейшие подходы в обучении детей, чтобы они не оказались «за бортом», попав в настоящую взрослую жизнь. И крайне важно не нанести им психологическую травму в попытках бесконтрольно применить эти же новейшие методики обучения.

 

© Кухаренко Вероника Сергеевна